Учитель - дефектолог Трескова Елена Юрьевна
+7(4212)229407
680052 г.Хабаровск, ул. Покуса, д 34
Информацию о ходе рассмотрения обращений граждан можно получить по телефону (4212) 22-94-07 или по адресу mdou-140@mail.ru».Пн - Пт с 07:00 до 19:00

Учитель - дефектолог Трескова Елена Юрьевна

Целью моей работы является:

  • коррекция и развитие психических и познавательных процессов дошкольников (мышления, восприятия, памяти, внимания, речь). Развитие личности в целом.

Так что же такое задержка психического развития? 

Это особый тип аномального развития, для которого характерен замедленный темп развития одной или нескольких психических функций, которые, в большинстве случаев, компенсируются под воздействием медикаментозного лечения, специального коррекционного обучения и под влиянием временного фактора.

С позиции неискушенного наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии – на выполнении заданий учебного плана.

К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.

    С началом обучения в школе клиническая картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы, а психологические проблемы приобретают более глубокий и стойкий характер

   Причинами  выраженной  задержки  психического  развития  детей  в  большинстве  случаев  являются  минимальные  органические  повреждения  или  функциональная  недостаточность  центральной  нервной  системы, возникшие  в  результате  воздействия  патогенетических  факторов  во  внутриутробном  периоде, во  время  родов  и  в  первые  годы  жизни  ребёнка ,  длительные  хронические  соматические  заболевания,  перенесённые  в  раннем  детстве, а  также  длительная  социально-культурная  депривация  (в  частности, пребывание  с  момента  рождения  в  условиях  неблагополучной  семьи, дома  ребёнка, дошкольного  детского  дома) и  влияние  стрессовых  психотравмирующих  факторов.

Выявлены  следующие  общие  для  задержки  психического  развития  различной  этиологии  черты:

  • низкая  работоспособность  в  результате  повышенной  истощаемости;
  • незрелость  эмоций  и  воли;
  • ограниченный  запас  общих  сведений  и  представлений;
  • обеднённый  словарный  запас;                                                                                                         
  • не сформированность  навыков  интеллектуальной  деятельности;
  • не полная  сформированность  игровой  деятельности;
  • замедленное  восприятие;
  • трудности  словесно-логических  операций  в  мышлении;
  • страдают  все  виды  памяти;
  • отсутствует  умение  использовать  вспомогательные  средства  для  запоминания;
  • необходим  более  длительный  период  для  приёма  и  переработки  сенсорной  информации;
  • низкий  уровень  самоконтроля.

               При своевременном выявлении нарушений и оказании комплексной квалифицированной помощи специалистов,   задержка  темпа  может  иметь  обратимый  характер.

             Перед началом коррекционно-развивающей работы дефектолог совместно с воспитателями изучают уровень познавательных, индиви­дуально-личностных и речевых особен­ностей каждого ребенка и определя­ем основные направления и содержание работы.

    Работа с детьми строится в форме групповых и индивидуальных занятий.

Подгрупповые занятия проводятся по следующим разделам:
- ознакомление с окружающим миром и развитие речи
- развитие элементарных математических представлений

- Фонематика / Подготовка к обучению грамоте

Ознакомление с окружающим миром
Основная задача занятий – расширение кругозора детей, уточнение у них представлений о предметах и явлениях,  природе,  социальной действительности.  В процессе занятий обязательно решаются задачи развития связной речи (составление рассказов, обогащения словаря, уточнения значений слов).  В структуру занятий включаются игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.

Развитие элементарных математических представлений
- формирование сенсорных эталонов (ориентироваться в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);
- развитие познавательных способностей (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);
- развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций);
- в подготовительной группе – решение простейших арифметических действий, составление и решение задач.

Фонематика и обучение грамоте:

- развитие фонематического восприятия, внимания;

- формирование  звукопроизносительной стороны речи: автоматизация и дифференциация звуков; развитие звукослоговой структуры слова;

- совершенствование грамматических (словоизменения и словообразования) и лексических (навыков связной речи) средств языка.

- формирование звукового анализа и синтеза

- Ознакомление с предложением и словом в предложении

Индивидуальная работа проводится 2 раза в неделю с каждым ребенком.

 Проходит в форме игровых занятий в процессе которых происходит целенаправленное коррекционно-развивающее воздействие по  преодолению имеющихся у ребенка трудностей: 
- развитию основных видов памяти и внимания, восприятия и мышления, воображение;
- развитию познавательной активности, формированию учебной мотивации ;
- совершенствованию двигательных функции: общей и мелкой моторики, формированию элементарных графомоторных навыков;
- закреплению основных понятий, изученных на подгрупповых занятий, усвоенных ребенком не в достаточной степени;
- закрепляю основные понятия по ранее изученным темам.

Кроме занятий с ребенком дефектолог  проводит  консультирование родителей,  при необходимости обучает методическим приемам взаимодействия с ребенком.

Всю  свою работу учитель -дефектолог  строит в тесном взаимодействии с воспитателями группы и со всеми специалистами детского сада.

Если у Вас воникли вопросы ко мне Вы можете обратиться по телефону: +7 (4212) 22-94-07, или написать на эл.почту по адресу:  treskova-lena@mail.ru