Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ
+7(4212)229407
680052 г.Хабаровск, ул. Покуса, д 34
Информацию о ходе рассмотрения обращений граждан можно получить по телефону (4212) 22-94-07 или по адресу mdou-140@mail.ru».Пн - Пт с 07:00 до 19:00

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

Обобщенная характеристика задержки психического развития:

- поведение этих детей соответствует более младшему возрасту (менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы, проявляющиеся в бесконечных вопросах нормально развивающихся дошкольников);

- значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии;

- ведущая деятельность (игровая) у них тоже еще недостаточно сформирована;

- отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот;

- отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звук различения, а также в низкой речевой активности.

- отмечают у детей с задержкой психического развития трудности в выделении фигуры на фоне, затруднения при различении близких по форме фигур и при необходимости вычленить детали рассматриваемого объекта, недостатки восприятия глубины пространства.

   Еще большее отставание прослеживается в формировании интеграции зрительно-слуховой, которая имеет важнейшее значение при обучении грамоте. Каких-либо трудностей в восприятии простых слуховых воздействий не наблюдается. Имеются некоторые затруднения в дифференциации речевых звуков (что говорит о недостатках фонематического слуха), наиболее отчетливо выступающие в сложных условиях: при быстром произнесении слов, в многосложных и близких по произношению словах. Дети испытывают трудности при выделении звуков в слове. Эти затруднения, отражающие недостаточность аналитико-синтетической деятельности в звуковом анализаторе, обнаруживаются при обучении детей грамоте.

    Значительно больше проявляется отставание в развитии осязательного восприятия. Отставание в развитии двигательных ощущений проявляется в неточности и несоразмерности движений, оставляющих впечатление двигательной неловкости детей, а также в трудностях воспроизведения, например, поз их руки, устанавливаемых взрослым.

В ходе возрастного развития недостаточность восприятии преодолевается, при этом тем быстрее, чем более осознанными они становятся. Быстрее преодолевается отставание в развитии зрительного восприятия и слухового. Медленнее развивается осязательное восприятие.

     Недостатки моторики неблагоприятно сказываются на развитии изобразительной деятельности детей, обнаруживаясь в трудностях проведения простых линий, выполнении мелких деталей рисунка, а в дальнейшем - в трудностях овладения письмом.

     Недостатки внимания детей с задержкой психического развития в значительной мере связаны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью, которые особенно характерны для детей с органической недостаточностью центральной нервной системы.

     Отклонения в развитии памяти являются характерными для задержки психического развития как специфического вида дизонтогенеза. Отличительной особенностью недостатков памяти при ЗПР является то, что могут страдать лишь отдельные ее виды при сохранности других.

    Одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих использование словесно-логического мышления. Менее всего у них отстает в развитии наглядно-действенное мышление.

У детей с ЗПР отмечается замедленное расширение словаря и овладение грамматическим строем, в результате отстает формирование эмпирических языковых обобщений.

Нередко имеются недостатки произношения и различения отдельных звуков. Нельзя не отметить недостаточную отчетливость, «смазанность» речи большинства этих дошкольников.

Имея в виду их крайне низкую речевую активность, можно предположить, что эта нечеткость речи связана с малой подвижностью артикуляционного аппарата вследствие недостаточной речевой практики.

    Для этих детей очень резко выражено расхождение между объемом активного и пассивного словаря, особенно в отношении прилагательных, отсутствие в их речи многих слов, обозначающих свойства предметов и явлений окружающего мира, неточное употребление слов, часто с расширенным значением, крайняя ограниченность слов, обозначающих общие понятия, трудности активизации словарного запаса. К старшему дошкольному возрасту бытовая речь этих детей почти не отличается от характерной для нормально развивающихся сверстников.

    Еще одна особенность - отсутствие познавательного отношения к речи, характерное для нормально развивающихся старших дошкольников. Речевой поток выступает как нечто целое, они не умеют членить его на слова, тем более они не в состоянии вычленять отдельные звуки в слове.

Есть дети, отставание в речевом развитии которых проявляется незначительно, но есть и такие, у которых оно выражено особенно сильно, и их речь приближается к характерной для умственно отсталых, которым такие задания, как рассказ по сюжетной картинке или на заданную тему, вообще недоступны. В этих случаях можно предположить наличие сложного дефекта - сочетания задержки психического развития и первичного нарушения речевого развития.

     Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Как и в ведущей деятельности любого периода психического развития, в ней сконцентрированы наиболее существенные для данного периода проявления психической активности. Именно поэтому особенности игры детей с задержкой психического развития дают важный материал для характеристики этого состояния.

Играм детей с задержкой психического развития свойственны однообразие, отсутствие творчества, бедность воображения, недостаточная эмоциональность, низкая по сравнению с наблюдаемой в норме активность детей.

     У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Нередко у дошкольников с задержкой психического развития отмечается состояние беспокойства, тревожность.

     Личностные особенности отчетливо проявляются у детей дошкольного возраста с ЗПР в процессе игровой деятельности: одни быстро становятся вялыми, пассивными, притихшими, бесцельно смотрят в окно, стремятся к уединению, а другие проявляют постоянный интерес к игре с другими детьми, который сопровождается излишними эмоциональными и поведенческими реакциями.

Эти дети, как правило, очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть, проявить жестокость.

С дошкольного возраста у них начинают складываться индивидуализм, необъективность, агрессивность или, наоборот, чрезмерная покорность и приспособленчество.

    К началу школьного возраста у них отмечается недостаток знаний и умений в сфере межличностных отношений, не сформированы необходимые представления об индивидуальных особенностях сверстников и взрослых, страдает языковое оформление высказывания, произвольная регуляция эмоциональных и поведенческих проявлений.

 

Обобщенная характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников

 

Одной из особенностей детского организма является постоянный рост органов, в том числе и органов опорно-двигательного аппарата. В результате чего интенсивнее развиваются те мышцы, к которым направлен более мощный поток крови, то есть к тем органам, которые находятся в движении. Кроме того, мышечная система в этом возрасте имеет тесную связь с главными регуляторными механизмами.

 Ограниченное движение негативно сказывается не только на самом уязвимом органе, но и на нервной, эндокринной системах в целом. Ограничение движений влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения.

Снижение естественной двигательной активности у детей дошкольного возраста ведет к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимающемся нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, зрительных и слуховых анализатора, идущих к коре больших полушарий головного мозга.

В результате этого могут развиваться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы, а значит ослабляется организм в целом.

С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребенка) в управлении поведением ребенка, становится возможным решение более сложных задачи в воспитании привычки следить за состоянием опорно-двигательного аппарат.

Качественные изменения в дошкольном возрасте происходят в поведении дошкольников – формируется возможность саморегуляции, т.е.  дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми.

Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца начатую деятельность по коррекции нарушений костно-мышечного аппарата (сделать самомассаж, коррекционное упражнение, пальчиковую гимнастику и т.д.).  Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.

Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил.

К 7 годам активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Посредством целенаправленной и систематической двигательной активности укрепляются мышцы и связки.

Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребенком небольших по величине усилий на протяжении достаточно длительного времени).

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым (при сидении за столом соблюдать правильную посадку, следить за правильной походкой, носить правильную обувь и т.д.).

 

Задержка психического и речевого развития

Цели: повышение уровня психического развития ребёнка: интеллектуального, эмоционального, социального; выравнивание речевого развития; обеспечение охраны и укрепления здоровья детей.      

Задачи:

Образовательные:

  • восполнить пробелы предшествующего развития, способствовать дальнейшему накоплению умений и навыков;
  • создать детям возможность осуществлять содержательную деятельность в условиях, оптимальных для всестороннего и своевременного психического, физического здоровья, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка;
  • стимулировать и обогащать развитие во всех видах деятельности (познавательной, коммуникативной, игровой, продуктивной).

Коррекционные:

корректировать (исправлять или ослаблять) негативных тенденций развития;

проводить профилактику вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе;

способствовать овладению детьми самостоятельной, связной, грамматически и фонетически правильной речью;

формировать готовность к обучению в школе.

Воспитательные:

формировать моральные, этические, нравственно- эстетические качества личности во всех видах деятельности.

Нарушение опорно-двигательного аппарата

Цель: коррекция и предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников.

Задачи:

  • удовлетворять естественную биологическую потребность ребенка в движении
  • знакомить с основами здорового образа жизни и воспитание потребности в нем
  • осуществлять коррекцию имеющихся нарушений ОДА: формировать правильную осанку, укреплять мышцы, участвующие в формировании свода стопы.
  • Развивать и тренировать все системы организма путем оптимальных физических нагрузок.