Советы от психолога
+7(4212)229407
680052 г.Хабаровск, ул. Покуса, д 34
Информацию о ходе рассмотрения обращений граждан можно получить по телефону (4212) 22-94-07 или по адресу mdou-140@mail.ru».Пн - Пт с 07:00 до 19:00

Советы от психолога

 

 Таланты детей на кончиках пальцев...

Так утверждали и доказывали это на основе многочисленных экспериментов известные педагоги.

Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Можно влиять на рецепторы кистей рук и пальцев, механически раздражая их и вызывая ощущение тепла с помощью массажа, в конечном итоге, разработана оригинальная методика «сохранения здоровья пальцевыми упражнениями».

Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками»).

Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками. По свидетельству археологов, люди играют кремниевыми, каменными, мраморными и глиняными шарами многие столетия. Детям предлагаются шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости.

Массаж грецкими орехами. Предлагается: а) катать два ореха между ладонями; б) прокатывать один орех между пальцами; в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки; г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.

Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Детей учат пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами; удерживать его в определенном положении в правой и левой руке.

Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество «четок» (в прямом и обратном порядке).

На ступне так же, как и на руке, находятся важнейшие точки, которые влияют на физическое и психическое состояние человека.

Очень важно научить детей снимать напряжение со ступней с помощью веселых упражнений. Приведем несколько примеров.

«Слепки ступней» - их делают на песке или на глине. Для этого в группе нужно иметь поддон (поднос) с соответствующим материалом.

«Угадай, чей след». Хождение босиком по рулону бумаги (обоев) мокрыми ногами, окрашенными в слабом растворе зеленки. Можно сочинить и детективную историю «Куда ведут следы».

«Собери листья». Игроки сидят на стульях. На полу разложены «листья» (из бумаги, ткани или тонкого пенопласта). Их надо собрать пальцами ног. Выигрывает тот, кто соберет больше листьев.

«Напиши имя». Ребенок зажимает между большим и вторым пальцами ноги карандаш и пытается «оставить автограф».

«Нарисуй огурец (яблоко, квадрат, солнце, дом, треугольник)». Тем же зажатым в пальцах ноги карандашом надо нарисовать названную фигуру. Выигрывает тот, у кого рисунок больше соответствует замыслу.

Для младших дошкольников подбираются более легкие упражнения: «Аплодисменты ступнями», «Разведи пальцы ног», «Пятка о пятку», «Ноги здороваются».

Медики и педагоги едины в своем мнении: такие игровые упражнения развивают представления детей о возможностях своего организма, улучшают память, внимание, устраняют психическую напряженность, восстанавливают бодрое настроение, благотворно влияют на мозг и нервную систему.

Попробуйте осуществить с детьми проект, который мы условно назвали «Наши руки». Предложите им обмакнуть ладони в яркие краски (заранее разведите их и налейте в тарелки) и приложить к большому листу ватмана, на котором изображен только ствол. Получится разноцветное дерево с кроной листьев-рук. И пусть ребенок подумает и расскажет, что можно делать своими руками. Дети узнают, что руки - трудяги могут все на свете, ау родителей появятся новые темы для интересных и познавательных бесед со своими детьми.

 

МЕДЛИТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ.
Детей медлительных у нас не так уж и мало: по некоторым данным- 22%. (По наблюдениям других психологов, меньше – 10-12%,но они не включают в это число тех детей, у которых медлительность связана с леворукостью, частыми заболеваниями, общей ослабленностью). У «истинно медлительных» - низкая подвижность нервных процессов; это и определяет оптимальный для них темп любой деятельности. Подвижность нервных процессов определяет не только скорость самого движения, но и время от сигнала к началу действий до начала этого действия. С возрастом эти показатели постепенно совершенствуются, и, естественно, движения школьника значительно быстрее, чем движения дошкольника, но индивидуальные различия никуда не исчезают. Уже во второй четверти резко снижается успеваемость, накапливаются пробелы в знаниях. И нередко родители уже считают своего ребенка не очень способным, а то и тупым. Как это другие все успевают, а он не понимает, что надо быстрее. А дело не в способностях, а в том, что ребенку постоянно навязывают непосильный для него темп работы! Слишком быстро говорит учитель, слишком быстро все открыли тетради и пишут; а потом делают что-то другое, а он еще пишет… Родители часто спрашивают: пройдет ли медлительность? Нет, у детей с низкой подвижностью нервных процессов темп деятельности всегда будет ниже, чем у детей с высокой подвижностью. Главное, на начальном этапе не убыстрять их работу, создать все условия, чтобы не усугубить это состояние, не сорвать здоровье. Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (быстрее работать он не будет; эффект окажется обратным), но и вредно – так создаются условия для возникновения невроза. Многие родители медлительных детей и сами это замечают; но видят, чуть ли не детскую зловредность: «Я его тороплю, а он назло еще медленнее…» Дело в том, что скорость действий у таких детей в 1,5 – 2 раза ниже обычной. При слове « Быстрее!» они начинают суетиться, громче или тише считать, – а скорость остается той - же! Окрик, раздражение, недовольство взрослых еще больше замедляет у них подготовительный период; и создается впечатление, что они назло тянут. Это необходимо учитывать, и когда дети садятся за уроки, и, когда, проявляя родительское рвение, вы вдруг требуете: «Быстро расскажи мне правило!» Медлительный ребенок может прекрасно знать это правило, но вы не даете ему собраться, вы подстегиваете: « Опять не выучил!» Он нервничает – и еще глубже процесс торможения. А дело не в том, что он плохо соображает – речь идет только о темпе, а отнюдь не о качестве умственной деятельности. Если же мы учтем особенности такого ребенка, и главное, дадим ему возможность работать в оптимальном (для него!) темпе, качество и точность такой работы могут быть очень высокими! Советуем родителям: не только подробно разбирать все понятное, не усвоенное на уроке, но даже идти на шаг впереди, чтобы уже накануне ребенок знал, что будет делать на уроке, чтобы успевал уловить мысль и действия учителя. Помогает ли тренировка медлительным детям? Да, специальные исследования показали: систематические занятия способствуют повышению скорости работы школьников. Наиболее успешна работа с использованием приема «медленно – быстро»: в занятия включаются резкие переходы от медленного темпа движений к быстрому и обратно; а время от времени даются и предельные скорости движений: 1. ходьба – бег – ходьба медленная; 2. хлопки ладонями медленно – быстро - медленно; 3. «бег» пальчиками (большим и указательным); 4. прыгать через прыгалку, меняя темп; 5. стучать по столу или на барабане (всеми пальцами или одним); 6. чертить палочки и ставить точки. Для этого используйте тетрадь в клеточку; 7. то же задание, но усложненное – ставить точки, чертить палочки и считать: «Один, два, три…» – до десяти. Когда проводить эти занятия? В любое время дня; главное, чтобы они были систематическими, не нудными, а интересными, не тягостной обязаловкой, а веселой игрой. Если вы найдете несколько раз в неделю полчаса – час для того, чтобы побегать вместе с сыном или дочкой, поиграть в кошки – мышки, догонялки, лапту, бадминтон или просто, попрыгать «как заяц», походить «как медведь», побегать «как лев», вы заметите, как исчезает напряженность, настороженность, неуверенность, как налаживается ваш контакт с ребенком.